Сахалинский областной союз организаций профсоюзов

Версия для слабовидящих

Из чего состоит зарплата. Часть пятая


   Центральная профсоюзная газета России "Солидарность” и наш сайт продолжают публиковать серию статей Елены КосаковскойВ стартовом номере рассказывалось о первой составной части зарплаты — вознаграждении за труд. Затем автор рассмотрел вторую часть зарплаты — компенсационные выплаты. Далее — речь шла о том, как должна оплачиваться работа, которая выполняется в условиях, отклоняющихся от нормальных, и об оплате времени простоя. Сегодня читайте на нашем сайте продолжение аналитического материала специалиста.

   ТРЕТЬЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЗАРПЛАТЫ: СТИМУЛИРУЮЩИЕ И ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ

   Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает стимулирование и поощрение работников. Так, работодатель поощряет добросовестно исполняющих трудовые обязанности: объявляет благодарность, премирует, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии (ст. 191 ТК РФ). Другие виды поощрений за труд определяются (!) колдоговором или правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

   Стимулирующие и поощрительные выплаты устанавливаются колдоговорами, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 135 ТК РФ). Исходя из положений статей 191 и 135 ТК РФ, работодатель обязан: 1) поощрять работников; 2) устанавливать иные виды поощрений колдоговором или правилами внутреннего трудового распорядка; 3) устанавливать системы оплаты труда, в том числе системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования; 4) устанавливать системы стимулирования и поощрения коллективным договором, соглашениями (если эти системы не установлены локальными нормативными актами).

   Следовательно, профактив имеет право требовать от работодателя: разработки и установления колдоговором систем оплаты труда, систем стимулирующих и поощрительных выплат; поощрений за добросовестную работу, в том числе путем премирования. (Виды систем оплаты труда, систем доплат и надбавок стимулирующего характера и систем премирования будут рассмотрены в разделе “Системы оплаты труда”.)

   Вместе с тем тарифные системы оплаты труда (ст. 143 ТК РФ), а также системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ) должны устанавливаться с учетом госгарантий по оплате труда.

   ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ

   Госгарантии по оплате труда (ст. 130 ТК РФ) направлены на защиту прав работников в сфере оплаты труда. Это:

   - величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) в РФ;

   - меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания зарплаты;

   - ограничение перечня оснований и размеров удержаний из зарплаты по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

   - ограничение оплаты труда в натуральной форме;

   - в соответствии с федеральными законами - обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;

   - госнадзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе проверки полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации госгарантий по оплате труда;

   - ответственность работодателей за нарушение требований трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, колдоговоров, соглашений;

   - сроки и очередность выплаты заработной платы.

   Рассмотрим первые две из основных государственных гарантий по оплате труда, влияющие на размер зарплаты работников.

   ОСНОВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА: МРОТ В РФ

   Один из основных принципов регулирования трудовых отношений - это обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой зарплаты, которая обеспечивает достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ (ст. 2 ТК РФ). Следовательно, даже при отсутствии у работника какого-либо уровня квалификации, при его умении выполнять только простую работу в нормальных условиях труда, базовая госгарантия по минимальной оплате его труда должна обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие не только работнику, но и его семье. (Семейный кодекс РФ признает членами семьи супругов, родителей и детей.)

   МРОТ устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории РФ (ст. 133) и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ ТН). Порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до уровня ПМ ТН устанавливаются федеральным законом (ст. 421 ТК РФ). К сожалению, спустя 15 лет после вступления в силу ТК РФ такой федеральный закон так и не был принят. На сегодня МРОТ (7800 руб.) составляет лишь 72,9% ПМ ТН (10 701 руб. за I квартал 2017 года).

   В 2013 - 2015 годах Минтруд РФ направлял в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений несколько редакций законопроекта, в котором предлагал довести МРОТ до уровня ПМ ТН следующим образом: 1) установить МРОТ в соотношении к ПМ ТН в соответствующем субъекте РФ; 2) внести изменения в ст. 129 ТК РФ, в соответствии с которыми в вознаграждение за труд “погружались” компенсационные и стимулирующие выплаты.

   Между тем в действующей редакции ст. 129 ТК РФ определено, что зарплата работника - это вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. А Минтруд предлагал определить, что зарплата - это вознаграждение за труд, включая компенсационные и стимулирующие выплаты. Такие изменения противоречат не только здравому смыслу, экономической логике установления составных частей зарплаты, но и законодательству, в первую очередь Конституции РФ, в соответствии с которой вознаграждение за труд не может быть ниже МРОТ (см. раздел “Состав МРОТ”).

   ФНПР выступила категорически против таких изменений ст. 129 ТК РФ. В августе 2014 года в рамках рабочей группы при Минтруде, сформированной с участием представителей профсоюзов и работодателей, ФНПР предложила продолжить подготовку предложений по доведению МРОТ (без учета стимулирующих и компенсационных выплат) до ПМ ТН в целом по стране и определить конкретные сроки введения данной нормы.

   В июне 2015 года очередной законопроект Минтруда был направлен в трехсторонние комиссии субъектов РФ для обсуждения. Соцпартнерам предстояло определить позиции в отношении установления МРОТ на уровне ПМ ТН региона и включения в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат.

   Территориальные объединения организаций профсоюзов во всех субъектах РФ выразили несогласие с данным законопроектом. В результате жесткой позиции ФНПР законопроекты Минтруда, несмотря на их поддержку работодателями, были отвергнуты.

   Предложенное в законопроекте новое определение зарплаты указывает на то, что правительство РФ в лице Минтруда однозначно признало, что в соответствии с законодательством в МРОТ не включаются ни компенсационные, ни стимулирующие, ни какие-либо иные выплаты.

   МРОТ И МИНИМАЛЬНЫЙ (ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ) ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ

   Мы обсудили понятие зарплаты и ее структуру. А каким должен быть минимальный размер оплаты труда?

   Один из основных принципов регулирования трудовых отношений, установленных ТК РФ - работник имеет право на зарплату, обеспечивающую достойное существование и его самого, и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. То есть МРОТ должен обеспечивать достойную жизнь как минимум двоим: работнику и его супруге (супругу), поскольку только в этом случае (в соответствии с Семейным кодексом РФ) образуется семья. А если в семье есть ребенок, то МРОТ должен обеспечивать достойную жизнь и ребенку.

   Однако ст. 133 ТК РФ привязывает МРОТ к ПМ ТН, который исчисляется из расчета минимальных потребностей одного работника, без учета семейной нагрузки. Более того, ст. 421 ТК РФ отодвигает достижение МРОТ прожиточного минимума на неопределенный срок, ибо порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до ПМ ТН должен устанавливать федеральный закон.

   СПРАВКА

   Прожиточный минимум вводился как показатель физиологического минимума на период преодоления кризисного состояния экономики Указом президента № 210 от 02.03.1992 “О системе минимальных потребительских бюджетов”. ПМ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, услуги ЖКХ).

   Поскольку ПМ ТН не позволяет обеспечить достойную жизнь не только семье работника, но даже ему самому, то величина МРОТ должна быть приведена в соответствие с вышеуказанным основным принципом регулирования трудовых отношений.

   ФНПР считает, что необходимо перейти от прожиточного минимума к минимальному (восстановительному) потребительскому бюджету (МВПБ). А МРОТ должен быть установлен на уровне МВПБ работающего населения, который будет обеспечивать простое воспроизводство рабочей силы. То есть восстановление и возможность развития физических, профессиональных и социальных способностей человека к труду - без семейной нагрузки, расходов на образование и аренду жилья. (ПМ необходимо сохранить для установления минимальных размеров социальных пособий.) Такой уровень зарплаты позволяет работникам поддерживать свои жизненные силы и профессионализм за счет качественного питания, досуга, восстановления здоровья, организации быта и отдыха.

   На сегодня нормативного правового определения понятия и структуры МВПБ не установлено. ФНПР считает, что МВПБ должен состоять из наборов продуктов питания; наборов непродовольственных товаров; наборов платных услуг; а также расходов на обязательные платежи и сборы, расходов страхового характера, расходов на формирование сбережений.

   До 2013 года структура потребительской корзины, на основании которой рассчитывался прожиточный минимум, представляла собой наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в натуральном выражении.

   Эксперты ФНПР совместно с научным сообществом в 2011 году разработали МВПБ для ТН на основании потребительской корзины работающего населения, которая определялась на основе продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в натуральном выражении.

   Согласно МВПБ расходы на питание выше уровня аналогичной статьи в ПМ ТН более чем в два раза. Увеличение стоимости продуктового набора в восстановительной корзине произошло за счет включения продуктов (колбасных изделий, копченостей, кофе, какао), не входящих в минимальный набор, за счет улучшения их качества и за счет расходов на питание вне дома.

   В восстановительной потребительской корзине увеличилась стоимость непродовольственных товаров. Это произошло за счет увеличения сроков износа одежды, включения в корзину таких необходимых товаров, как наручные часы, мобильный телефон, товаров общесемейного пользования: хозинвентарь, текстильные изделия, изделия для ремонта жилья, предметы для занятий спортом и туризмом, печатные материалы.

   Увеличение стоимости услуг в МВПБ произошло в связи с внесением в него дополнительных услуг, а именно: услуги ЖКХ (содержание и ремонт жилья, вывоз мусора, радиоточка, антенна); транспортные услуги (проезд на пригородном и междугородном железнодорожном транспорте, на авиатранспорте); услуги рекреации (досуг и отдых); медуслуги, не входящие в систему ОМС; услуги связи; услуги правового характера; бытовые услуги (ремонт обуви, парикмахерская, химчистка и т.д.).

   МВПБ, рассчитанные экспертами ФНПР, на 01.01.2012 составили: для мужчин - 23 917 руб., для женщин - 24 209 руб. Это больше ПМ мужчин и женщин в целом по РФ в 2,5 раза. МРОТ, рассчитанный на основе и с учетом роста индекса потребительских цен, сегодня должен составлять около 38 тыс. руб. Напомним, такая зарплата позволит обеспечить основные потребности работника без учета семейной нагрузки.

   Таким образом, оклад, тарифная ставка должны устанавливаться в таком размере, чтобы обеспечивать простое воспроизводство рабочей силы, то есть ее себестоимость.

   Продолжение следует…

   Елена Косаковская, по материалам центральной профсоюзной газеты России «Солидарность»

   Изображение к информации найдено ЗДЕСЬ

10 октября 2017 г.

Контакты

График работы:
Пн-Чт:
8.30 - 17.30, перерыв: 12.30 - 13.30,
Пт: 8.30 - 12.30 (женщины), 8.30 - 17.30 (мужчины),
Сб-Вс: выходные дни.

Адрес: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-т Мира, 113.

Телефоны: (4242) 72-72-44 (приемная),
(4242) 72-72-62, 72-72-33 (правовой инспектор),
(4242) 72-72-22 (главный технический инспектор труда),
(4242) 72-72-28 (бухгалтерия),
(4242) 72-72-29 (пресс-центр),
(4242) 72-72-48 (общий отдел),
(4242) 72–72–24 (архив).

Факс: (4242) 72-72-48.

Эл. почта: sakhprof@mail.ru (общий отдел),
sakhprof.pravotdel@mail.ru (правовой инспектор),
sakhprof.soyuz@mail.ru (технический инспектор труда),
sakhprof.press@mail.ru (пресс-центр).