Сахалинский областной союз организаций профсоюзов

Версия для слабовидящих

О переходе аттестации рабочих мест по условиям труда к специальной оценке условий труда в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г.


С 2013 года, установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков, использующих труд наемных рабочих. Указанный тариф постепенно повышается и составит, начиная с 2015 года, 6 и 9 процентов от сумм выплат и иных начислений в пользу работников.
Предусматривается, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом, которым является разработанный законопроект.
В настоящее время законодательством Российской Федерации фактически предусмотрены три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, а именно:
аттестация рабочих мест, осуществляемая с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций;
специальная оценка условий труда, которая должна осуществляться на основании отдельного федерального закона в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам;
государственная экспертиза условий труда, осуществляемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Основной целью принятия законопроекта является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
Основными этапами проведения специальной оценки условий труда станут:
подготовка к проведению специальной оценки условий труда;
идентификация вредности (опасности);
декларирование соответствия условий труда;
измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
оформление результатов специальной оценки условий труда.
Новеллами законодательства Российской Федерации об охране труда станут нормы законопроекта, содержащие положения о декларировании соответствия условий труда, являющегося подтверждением работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.
При этом в случае декларирования соответствия условий труда работодатель освобождается от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, что позволит существенно снизить затраты малых предприятий.
Также в целях оптимизации расходов на проведение специальной оценки условий труда планируется возможность учета результатов исследований и измерений потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя, в том числе в ходе проведения производственного контроля.
Одновременно положениями законопроекта планируется повысить уровень зашиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе включение их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по результатам специальной оценки условий труда и их обжалования.
Положения  законопроекта также  делегируют профсоюзам  право  на  представление  предложений  по  проведению внеплановой специальной оценки.
Законопроектом предусматривается возможность использования результатов специальной оценки условий труда во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями, в том числе:
предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
обеспечение работников средствами индивидуальной зашиты, а также средствами коллективной зашиты; контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;
организация обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении  на работу и периодических медицинских осмотров;
оценка уровня профессиональных рисков;
расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с законопроектом испытательные лаборатории (центры), являющиеся структурными подразделениями соответствующих организаций, проводящих специальную оценку условий труда, аккредитуются национальным органом Российской Федерации по аккредитации на проведение исследований (испытаний)   и    измерений всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных положениями законопроекта, что исключает возможность создания института посредничества в данной сфере.
Необходимо отметить, что при проведении специальной оценки условий труда потенциально вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса подлежат не только измерениям, но и исследованиям, в том числе требующим специальных познаний в области медицины.
При этом, учитывая необходимость проведения в ходе специальной оценки условий труда оценки уровня воздействия вредных и (или) опасных факторов на организм работника с учетом отклонения их фактических значений от соответствующих нормативов (гигиенических нормативов), положениями законопроекта устанавливается требование к отдельным экспертам организации, проводящей специальную оценку условий труда, о наличии высшего образования в области гигиены труда.
С целью обеспечения максимальной "прозрачности" проведения процедуры специальной оценки условий труда законопроектом установлены однозначно понимаемый терминологический аппарат, права и обязанности работодателя и работника при проведении специальной оценки условий труда, а также организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
В соответствии с законопроектом Федеральная служба по труду и занятости будет наделена полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в рамках осуществляемого ей в настоящее время государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, а также по ведению реестра деклараций соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда.
Кроме того, законопроектом в рамках определения порядка допуска к осуществлению деятельности в области специальной оценки условий труда предлагается наделить Минтруд России полномочиями по проведению аттестации и выдаче соответствующих сертификатов экспертам в области специальной оценки условий труда, а Федеральную службу по аккредитации предусматривается наделить полномочиями по проведению аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда.
Минтруд России также наделяется полномочиями по ведению федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда, призванной обеспечить доступ и использование результатов специальной оценки условий труда уполномоченными органами государственной власти. Начало промышленной эксплуатации указанной информационной системы планируется с 1 января 2016 года.

Главный технический инспектор Сахалинского профобъединения О. В.Павлов

6 февраля 2014 г.

Контакты

График работы:
Пн-Чт:
8.30 - 17.30, перерыв: 12.30 - 13.30,
Пт: 8.30 - 12.30 (женщины), 8.30 - 17.30 (мужчины),
Сб-Вс: выходные дни.

Адрес: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-т Мира, 113.

Телефоны: (4242) 72-72-44 (приемная),
(4242) 72-72-62, 72-72-33 (правовой инспектор),
(4242) 72-72-22 (главный технический инспектор труда),
(4242) 72-72-28 (бухгалтерия),
(4242) 72-72-29 (пресс-центр),
(4242) 72-72-48 (общий отдел),
(4242) 72–72–24 (архив).

Факс: (4242) 72-72-48.

Эл. почта: sakhprof@mail.ru (общий отдел),
sakhprof.pravotdel@mail.ru (правовой инспектор),
sakhprof.soyuz@mail.ru (технический инспектор труда),
sakhprof.press@mail.ru (пресс-центр).