Сахалинский областной союз организаций профсоюзов

Версия для слабовидящих

В России увеличат размеры пособия по безработице. Что не так?


   Во второй половине 2018 года был принят ряд решений, оказывающих значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Одним из ключевых решений является принятие Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее - Закон о повышении пенсионного возраста).

   На стадии рассмотрения проекта Закона о повышении пенсионного возраста в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Президент России выступил с обращением к гражданам России, предложив ряд мер в целях «смягчения принимаемых решений». Так, Владимир Путин предложил предусмотреть для граждан предпенсионного возраста дополнительные гарантии социальной поддержки, в частности увеличить максимальный размер пособия по безработице для этой категории граждан и установить период такой выплаты в один год. С целью реализации предложений Президента были подготовлены поправки к законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

   Поправками предлагалось, в том числе внести изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) в части изменения сроков и периодов выплаты пособия по безработице для всех категорий безработных граждан за исключением граждан предпенсионного возраста, для которых предлагалось предусмотреть особые условия, размеры и сроки выплаты пособия по безработице.

   Все поправки Президента Российской Федерации, включая изменения в Закон о занятости населения, были приняты.

   Однако, по мнению Федерации независимых профсоюзов России, в поправках Президента России в части внесения изменений в Закон о занятости населения произошла подмена. Минтруда России удалось «протащить» в них свой законопроект, разработанный более 5 лет назад, в котором предусматривались изменения, направленные на сокращение категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными, сокращение сроков и периодов выплаты пособия по безработице с целью несущественного увеличения его размеров.

   ФНПР 5 лет успешно блокировала эти изменения.

   Прикрывшись поправками Президента, Минтруда России вместо установления дополнительных гарантий социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста оставил для этой категории граждан действующие условия назначения и выплаты пособия по безработице, ухудшив при этом положение остальных безработных граждан. На фоне ухудшения положения остальных категорий безработных представляется, будто для граждан предпенсионного возраста установили дополнительные гарантии.

   Таким образом, для граждан предпенсионного возраста, а именно женщин с 55 до 60 лет и мужчин с 60 до 65 лет, с января 2019 года будут действовать следующие условия назначения и выплаты пособия по безработице, которые сейчас предусмотрены для всех категорий безработных:

   - период выплаты пособия по безработице 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев с возможностью его продления на 2 недели за каждый год работы, превышающий установленный страховой стаж (25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно). При этом период выплаты пособия по безработице с учётом такого продления не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев;

   - лицам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель пособие по безработице будут начислять в первые 3 месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, в следующие 4 месяца в размере 60 процентов такого заработка; в дальнейшем — в размере 45 процентов такого заработка;

   - лицам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице будут начислять в размере минимальной величины пособия по безработице;

   - размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста будут ежегодно определяться Правительством Российской Федерации.

   Обещанный Президентом размер пособия по безработице в сумме 11 280 рублей для граждан предпенсионного возраста, который они должны получать в течение всего года, будет установлен не всем безработным гражданам предпенсионного возраста, а только тем, среднемесячный заработок которых превышал 25 067 рублей.

   Для остальных категорий безработных граждан, уволенных в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, будут действовать следующие условия назначения и выплаты пособия по безработице:

   1) период выплаты пособия по безработице 6 месяцев в суммарном исчислении 12 месяцев. То есть период выплаты сокращается в 2 раза;

   2) пособие по безработице будут начислять в первые 3 месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, а в следующие 3 месяца — в размере 60 процентов такого заработка, но не выше максимальной величины и не ниже минимальной величины пособия по безработице.

   Для безработных граждан, впервые ищущих работу, не работавших более одного года, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, состоявших в период, предшествовавший началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, предусмотрены следующие условия назначения и выплаты пособия по безработице:

   - период выплаты пособия по безработице 3 месяца в суммарном исчислении 12 месяцев. Период выплаты сокращается в 2 раза;

   - пособие по безработице будет начисляться в минимальном размере, как и в настоящее время.

   При этом для всех категорий безработных граждан, включая граждан предпенсионного возраста, исключается право на повторное получение пособия по безработице в связи с истечением первого периода его выплаты — то есть на второй период выплаты пособия по безработице. В соответствии с редакцией Закона о занятости населения, которая действовала до принятия Закона о повышении пенсионного возраста, по истечении двенадцатимесячного периода выплаты пособия по безработице в течение 18 месяцев, безработный имел право на повторное получение пособия по безработице в течение 12 месяцев в минимальном размере.

   Следует отметить, что изменения, предусматривающие сокращение категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными, сокращение сроков и периодов выплаты пособия по безработице не соответствуют пункту 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

   Данные изменения не отвечают ни одной из Национальных целей развития, постановленных Президентом Российской Федерации:

   - не приведут к снижению уровня бедности, так как даже максимальный размер пособия по безработице для всех категорий граждан, кроме граждан предпенсионного возраста, предлагается установить ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России;

   - не обеспечит устойчивый рост реальных доходов граждан, так как сокращенный в 2 раза срок выплаты пособия по безработице не будет компенсирован хотя бы двукратным увеличением размеров пособия по безработице. При этом в законодательстве о занятости населения до сих пор отсутствует норма об индексации размеров пособия по безработице.

   Что было сделано

   Департамент социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР подготовил предложения по сохранению статей 4, 31, 32, 33, 34, 35 Закона о занятости населения в редакции, которая действовала до принятия Закона о повышении пенсионного возраста, а также по внесению следующих изменений в Закон о занятости населения:

   - установить для граждан предпенсионного возраста дополнительные гарантии социальной поддержки в виде увеличенного периода выплаты пособия по безработице — 24 месяца в суммарном исчислении 36 месяцев, предусмотрев выплату пособия по безработице в первые 12 месяцев в максимальном размере, а во вторые 12 месяцев в соответствии с действующими условиями назначения и выплаты пособия;

   - предусмотреть положение об индексации размеров пособия по безработице;

   - предусмотреть установление размеров пособия по безработице на страховых принципах и определить период перехода на страховые принципы выплаты пособия по безработице.

   Вышеуказанные предложения Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР учтены не были.

   Кроме того, по предложению Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР настаивала на ратификации Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» без изъятия раздела IV «Обеспечение по безработице».

   Размеры пособия по безработице

   8 ноября 2018 года на заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по развитию рынка труда и содействию занятости населения был рассмотрен проект постановления Правительства Российской Федерации «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» (далее — проект постановления).

   Проектом постановления предлагается установить для безработных граждан предпенсионного возраста, имеющих право на получение пособия по безработице, на 2019 год минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 11 280 рублей. Для остальных категорий безработных граждан, имеющих право на получение пособия по безработице, предлагается установить на 2019 год минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 8000 рублей.

   Указанные размеры пособия по безработице для безработных граждан, за исключением безработных граждан предпенсионного возраста, ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и, следовательно, не обеспечат их физиологическое выживание.

   Положения международных правовых актов в сфере занятости направлены на повышение уровня жизни населения, являющегося основой экономического развития государства (ст. 2 Конвенции МОТ № 117 1962 г. «Об основных целях и нормах социальной политики»). В соответствии со статьёй 16 Конвенции МОТ № 168 (1988 г.) «О содействии занятости и защите от безработицы» пособия по безработице должны обеспечивать здоровые и достаточные условия жизни безработных граждан, при этом статьёй 15 Конвенции МОТ № 168 уточнено, что величина пособия по безработице не должна быть менее размера, обеспечивающего покрытие расходов на минимальные основные жизненные нужды безработного. Согласно приложению «Периодические выплаты типовому получателю» к разделу XI Конвенции МОТ № 102 (1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения» величина пособия по безработице должна составлять не менее 45 процентов от утраченного заработка гражданина.

   Государства-члены, даже если они не ратифицировали конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом конвенций МОТ (п. 2 Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998 г.).

   В связи с этим на вышеуказанном заседании рабочей группы РТК представители ФНПР отметили, что предусмотренные проектом постановления Правительства Российской Федерации «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» размеры пособия по безработице как для безработных граждан предпенсионного возраста, так и для остальных категорий безработных граждан, крайне низкие, и решить проблему их повышения в условиях недостаточного финансирования из федерального бюджета можно лишь путём перехода на страховые принципы выплаты пособия по безработице (протокол № 15 от 08.11.2018 года).

   По информации Федерации независимых профсоюзов России.

   Изображение к информации найдено ЗДЕСЬ

26 ноября 2018 г.

Контакты

Адрес: Сахалинская область,
г. Южно-Сахалинск,
пр-т Мира, 113

Телефон: (4242) 72-72-44 (приемная),
72-72-29 (пресс-центр),
72-72-62 (правовой инспектор)
72–75–65 (главный технический инспектор труда)

Эл. почта: sakhprof@mail.ru (приемная)
sakhprof.press@mail.ru (пресс-центр)
sakhprof.pravotdel@mail.ru (правовой инспектор)