От партнера слышу…
Социальное партнерство – на бумаге и на деле. Проблемы взаимодействия профсоюзов Сахалинской области с работодателями и представителями органов власти. Новые трудовые конфликты в регионе и пути их преодоления. Эти и другие темы 26 апреля были подняты профсоюзной стороной в ходе заседания Совета областных профессиональных союзов, участие в котором приняли Губернатор региона Олег Кожемяко и председатель областного правительства Вера Щербина.
Открывая заседание Совета, председатель Сахалинского областного союза организаций профсоюзов Анатолий Крутченко отметил ряд достижений профсоюзной работы на региональном уровне:
- Представители средств массовой информации часто задают нам вопрос: «Слышит ли власть профсоюзную сторону?». Можно однозначно ответить: «Да, предложения профсоюзов органами власти учитываются, и в большинстве случаев находят свое отражение в окончательных решениях».
МРОТ – уже не тот
Благодаря совместной работе сторон социального партнерства, с начала 2017 года в Сахалинской области увеличен размер минимальной заработной платы (до 15150 руб. – в южных и центральных районах Сахалина, 18757 руб. – в Ногликском и Охинском районах, 20200 руб. – на Курилах) – в этом отношении наш регион стал одним из немногих, где размер «минималки» не уступает величине прожиточного минимума.
Продолжая тему достижений регионального уровня, Анатолий Крутченко обратил внимание на тот факт, что встречи профсоюзного актива с высшими должностными лицами Сахалинской области регулярно приносят свои результаты.
Вопросы и проблемы, поднимаемые членами профсоюзов в ходе таких мероприятий, как правило, находят решение. По результатам проведенных встреч глава региона дает соответствующие поручения профильным министерствам и ведомствам, а профсоюзная сторона, в рамках своей компетенции, осуществляет постоянный контроль за исполнением этих поручений.
Так, именно по инициативе профсоюзов, в Сахалинской области утвержден план мероприятий по раннему выявлению онкологических заболеваний, успешно решается вопрос по обеспечению работников здравоохранения служебным жильем. Яркий пример – предоставление 10 квартир сотрудникам Станции скорой медицинской помощи г. Южно-Сахалинска. Повышается доступность амбулаторно-поликлинической помощи детям – созданы дополнительные педиатрические участки в п/р Хомутово и в с. Дальнем.
Строятся и сдаются в эксплуатацию детские сады, в том числе и в отдаленных от областного центра районах.
Устранен ряд нарушений трудового законодательства и решается вопрос проведения индексации заработной платы работникам «Сахалинской коммунальной компании».
Проведена проверка эффективности использования пассажирских автобусов на городских маршрутах, а также эффективности использования областных субсидий, выделяемых на осуществление пассажирских перевозок в г. Южно-Сахалинске.
Кроме того, Сахалинский областной союз организаций профсоюзов при формировании объема и структуры бюджета Сахалинской области на 2017 год, неоднократно обращал внимание правительства региона на необходимость безусловного исполнения «майских» указов Президента России. Это касается, в том числе, дальнейшего увеличения до запланированных в «дорожных картах» показателей размеров средней заработной платы работников образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания. В бюджете Сахалинской области на 2017 год средства на эти цели предусмотрены.
Один мэр – другому в пример
Говоря о положительных результатах проведенной работы, глава сахалинских профсоюзов акцентировал внимание участников заседания Совета и на недостатках. Как выяснилось, существенные проблемы у профсоюзов возникают на муниципальном уровне:
- Мы вынуждены констатировать, что проблема развития социального партнерства на территориальном уровне, а именно создание в муниципальных образованиях области трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и заключение в них трехсторонних территориальных соглашений, осталась нерешенной.
Так, например, в 2014 году из 21 муниципального образования в шести были созданы территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключены территориальные соглашения. К 2017 году количество действующих соглашений сократилось до двух, и сегодня они имеются только в Южно-Сахалинске и Невельске.
Таким образом, вместо развития социального партнерства на уровне муниципальных образований мы имеем стагнацию в работе по этому направлению.
При этом в 11 муниципальных образованиях созданы Координационные Советы профсоюзов, председатели которых готовы к работе по разработке и подписанию трехстороннего территориального соглашения, но отсутствие стороны работодателей и нежелание или непонимание администрацией муниципальных образований значимости данного вопроса, делают невозможным заключение территориальных соглашений.
В качестве положительного примера участия администрации муниципального образования в регулировании социально-трудовых отношений Анатолий Крутченко привел недавний случай, когда в «Транспортной компании» г. Южно-Сахалинска отказ руководства предприятия от ведения коллективных переговоров привел к трудовому конфликту в коллективе:
- Тогда сложившуюся ситуацию под личный контроль оперативно взяла первый вице-мэр областного центра Наталия Куприна. В ходе срочно созванного совещания с привлечением всех заинтересованных сторон – руководства предприятия, представителей трудового коллектива, профсоюзов – была достигнута договоренность о вступлении в коллективные переговоры с целью заключения договора, учитывающего интересы всех сторон. В настоящее время на предприятии завершается работа согласительной комиссии над проектом коллективного договора. Профсоюзная сторона уверена, что заключение и исполнение коллективного договора позволит урегулировать ситуацию на предприятии и снять все спорные вопросы.
В то же самое время, по словам председателя областного союза организаций профсоюзов, имеют место случаи отсутствия заинтересованности в развитии социального партнерства со стороны глав муниципальных образований, что, к слову, противоречит официальной позиции областного правительства, издавшего соответствующее распоряжение, рекомендующее, в том числе и мэрам, совершенствовать такую работу «на местах»:
- Несколько недель назад на встречах с главами четырех муниципальных образований – Холмского, Анивского, Корсаковского и Долинского городских округов – профсоюзной стороной был поднят вопрос о заключении территориальных трехсторонних соглашений и работе трехсторонних комиссий в муниципальных образованиях. Практически все руководители муниципальных образований выразили заинтересованность в совместной работе. Исключение составил лишь Корсаковский городской округ.
Как только профсоюзами был поднят этот вопрос, мэр – господин Рудаков - заявил, цитирую, что «работа на данном направлении – не его уровень, и вообще, он, как глава муниципального образования, не видит общих целей и задач в работе с профсоюзами». Тем более это удивительно слышать от человека, который, работая в департаменте ЖКХ администрации г. Южно-Сахалинска, в период с 2000 по 2004 год, сам был председателем первичной профсоюзной организации российского профсоюза работников жизнеобеспечения.
По мнению Анатолия Крутченко, отсутствие понимания и нежелание главы Корсаковского городского округа работать в рамках социального партнерства приводит к закономерным результатам:
- Напомню, что несколько недель назад ситуация, когда работодатель отказывался вступать в коллективные переговоры с представителями трудового коллектива, сложилась в совхозе «Корсаковский». При этом неоднократные выезды на место с целью урегулирования трудового конфликта и предложением вступить в коллективные переговоры председателя областной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса к позитивным результатам не привели. Руководство предприятия полностью игнорировало обращения представителей трудового коллектива, отраслевого профсоюза о вступлении в коллективные переговоры для урегулирования вопросов, касающихся действующей системы оплаты труда и социальных гарантий для работников предприятия. И только личный выезд Губернатора Сахалинской области совместно с представителями профильного министерства вынудил работодателя вступить в переговоры и начать разработку проекта коллективного договора.
То есть, складывается парадоксальная ситуация, когда глава региона вынужден лично принимать участие в урегулировании трудовых конфликтов в отдельно взятых муниципальных образованиях, а руководитель муниципального городского округа при этом считает, что эта работа – «не его уровня», не уровня мэра - резюмировал Крутченко.
Олег Кожемяко на это, в свою очередь, заметил, что данная ситуация, как и в целом проблема развития социального партнерства на уровне муниципальных образований региона, будет рассмотрена на ближайших селекторных совещаниях с главами муниципалитетов и на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В ходе заседания Совета отмечено, что на сегодняшний день в Сахалинской области, как и во всей России, действует законодательно установленный, уникальный и практически единственный в мире трехсторонний механизм, который позволяет реально решать самые сложные вопросы. Отсутствие же взаимодействия в рамках социального партнерства, как правило, приводит к росту напряженности сначала в отдельно взятых организациях, а затем - в муниципальных образованиях, регионах, стране.
- Мы не считаем сегодняшние трудовые отношения в России и в Сахалинской области идеальными. Но мы видим направления, по которым их можно и нужно развивать. Была бы на то готовность социальных партнеров всех уровней, и делались бы шаги навстречу друг другу, - завершил свое выступление председатель областных профсоюзов.
26 апреля 2017 г.