Разъясняем вместе. О "серых" зарплатах и "убогих" благах
Сахалинский областной союз организаций профсоюзов и Прокуратура Сахалинской области продолжают серию совместных публикаций по вопросам соблюдения трудовых прав граждан. В очередном выпуске рубрики «Разъясняем вместе» мы расскажем о том, насколько велик риск работника быть обманутым на предприятии, выплачивающем заработную плату "в конверте".
Итак, работа в рамках правового поля позволяет не только получать легальную заработную плату, но и быть обеспеченным в полном объеме социальными гарантиями, предоставляемыми государством - в том числе заявлять социальные и имущественные вычеты, получать пенсионное и социальное обеспечение.
При этом, по убеждению многих работодателей, выплата легальной заработной платы создает множество проблем, и неблагоприятно сказывается на их благосостоянии, в связи с чем работникам предлагается неофициальная заработная плата, то есть заработная плата, выплачиваемая «в конверте». На практике, работнику начисляется заработная плата в минимальном размере, установленном законодательством Российской Федерации, а остальная, и, как правило, - большая часть, выдается работнику на руки и нигде, кроме черной бухгалтерии предприятия, не учитывается.
При увольнении работник может рассчитывать лишь на получение той заработной платы, которая указана в заключенном с ним трудовым договоре. А при его отсутствии, работнику предстоит в суде доказывать факт трудоустройства, что не всегда удается. Более того, низкий размер заработной платы также негативно влияет и на иные выплаты, в том числе оплату больничных листов, отпуска.
Выплата заработной платы «в конверте» также может создать правовые проблемы для всех участников трудовых отношений. Поскольку налоги на доходы физических лиц работодателем уплачивались с существенно заниженной суммы, в силу ст. 226 и ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации, работник, получивший доход, с которого налог не удерживался, обязан самостоятельно его уплатить. Неисполнение такой обязанности влечет ответственность всех сторон, в том числе уголовную.
Официально низкая заработная плата не будет способствовать должному росту пенсионных накоплений, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии напрямую зависит от официального размера заработной платы работника.
Нередко работники соглашаются на условия работодателя о работе без заключенного трудового договора. В этом случае работодатель стремиться уйти от предусмотренных трудовым законодательством обязанностей и освободить себя от социальных выплат и гарантий, положенных работнику. Не исключены случаи заключения с работниками договоров гражданско-правового характера (например: договоров подряда, услуг) либо принуждения работников к регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Такой подход не только лишает работников на получение пенсионных накоплений и всех страховых выплат, в том числе по листам нетрудоспособности, пособиям по беременности и родам, по уходу за ребенком, но и вовсе на получение заработной платы и иных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. В этом случае единственным способом работника доказать осуществление им трудовой деятельности является обращение в суд.
При отсутствии заключенного трудового договора, либо при официально низкой заработной плате, работнику также становятся недоступны социальные блага, поскольку органы власти не располагают сведениями о получаемом работником доходе, а это неизбежно приводит к сложностям при заключении, в том числе кредитных договоров, что вынуждает работника идти в микрофинансовые организации, и получать деньги под кабальные проценты.
Поэтому, прежде чем согласиться получать «серую» заработную плату, следует подумать, чем это может обернуться в будущем. Необходимо поинтересоваться у работодателя, уплачивает ли он за вас страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, платит ли налоги. В противном случае, защищать свои права придется в суде и правоохранительных органах.
Материал подготовлен совместно с отделом по надзору за исполнением законов в социальной сфере и о несовершеннолетних Прокуратуры Сахалинской области.
Изображения к информации найдены ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ
11 августа 2017 г.