Из чего состоит зарплата. Часть седьмая
Центральная профсоюзная газета России "Солидарность” и наш сайт продолжают публиковать серию статей Елены Косаковской. Напомним, что в стартовом номере рассказывалось о первой составной части зарплаты — вознаграждении за труд. Затем автор рассмотрел вторую часть зарплаты — компенсационные выплаты. Далее речь шла о том, как должна оплачиваться работа, которая выполняется в условиях, отклоняющихся от нормальных, и об оплате времени простоя. В следующей публикации автор рассказал о стимулирующих и поощрительных выплатах как составной части зарплаты, а также об основных государственных гарантиях по оплате труда. И, наконец, мы поговорили о понятиях номинальной и реальной зарплаты, а также о мерах, обеспечивающих повышение реального содержания заработной платы.
Сегодня читайте на нашем сайте продолжение аналитического материала специалиста.
Основные принципы регулирования трудовых отношений в сфере оплаты труда
Статья 2 Трудового кодекса РФ устанавливает основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе принцип сочетания государственного и договорного регулирования таких отношений.
Государство регулирует трудовые отношения, в том числе отношения, связанные с заработной платой: Конституцией РФ; законами РФ, например ТК РФ; законами субъектов РФ; иными нормативными правовыми актами (указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, приказами федеральных органов исполнительной власти и другими). Государством, в частности, определен состав минимального размера оплаты труда, а также устанавливается конкретная величина МРОТ.
Договорный принцип регулирования основан на регулировании трудовых отношений в сфере заработной платы соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами. Договорный принцип применяется, например, при установлении размера минимальной заработной платы (МЗП) региональным соглашением о минимальной заработной плате.
Установление размера минимальной заработной платы
Правовому регулированию размера МЗП (РМЗП) посвящена ст. 133.1 ТК РФ.
До 2007 года МРОТ и РМЗП были одинаковыми понятиями. Однако со вступлением в силу Федерального закона от 20.04.2007 года № 54-ФЗ эти два понятия стали различными. Если МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом, то РМЗП устанавливается в субъекте Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате. То есть МРОТ регулируется законодательно государством, а РМЗП регулируется в договорном порядке в рамках отдельного субъекта РФ (республика, край, область) или города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
РМЗП в субъекте РФ может устанавливаться для всех работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Частью 3 ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что РМЗП в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. При этом РМЗП в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
Обеспечение РМЗП в субъекте Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 133.1 ТК РФ осуществляется:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими работодателями - за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 47 ТК РФ порядок, сроки разработки проекта регионального соглашения о МЗП и заключения соглашения определяются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений каждого субъекта РФ. Общие нормы представительства работников и работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении соглашений содержатся в статьях 29, 33, 48 ТК РФ.
Важно помнить, что в соответствии с ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о МЗП действует (ч. 3 и ч. 4 ст. 48 ТК РФ) или на которого указанное соглашение распространено (ч.ч. 6 - 8 ст. 48 ТК РФ), не может быть ниже РМЗП, установленного в этом субъекте РФ, - при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Эта норма ст. 133.1 ТК РФ полностью соответствует норме ч. 3 ст. 133 ТК РФ, которая определяет, что месячная зарплата работника, который полностью отработал за месяц норму рабочего времени (выполнил нормы труда или трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Следовательно, РМЗП (как и вознаграждение за труд - тарифная ставка, оклад) устанавливается за труд работника. Следовательно, если работник выполнил нормы труда либо трудовые обязанности в течение месяца, он должен получить зарплату в виде тарифной ставки или должностного оклада не ниже РМЗП.
Если РМЗП установлена в соответствующем субъекте РФ, то все работающие на территории данного региона, при условии что региональное соглашение о МЗП действует в отношении работодателя, с которым работник состоит в трудовых отношениях, должны получать зарплату не ниже РМЗП без учета компенсационных, стимулирующих или социальных выплат.
Рекомендации территориальным объединениям организаций профсоюзов по установлению РМЗП:
1. Установление РМЗП в субъекте РФ должно осуществляться путем заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате (а не регионального трехстороннего соглашения), так как ст. 133.1 ТК РФ предусмотрена процедура распространения регионального соглашения о МЗП. Если РМЗП установлен отдельным региональным соглашением о МЗП, то можно:
- инициировать разработку проекта регионального соглашения о МЗП;
- настаивать на распространении через СМИ информации о начале коллективных переговоров по заключению соглашения;
- потребовать уведомления работодателей, не являющихся членами объединений работодателей, о начале коллективных переговоров по разработке проекта регионального соглашения о МЗП - с целью мотивации профсоюзного членства;
- проинформировать членов профсоюзов о том, что их работодателям направлены уведомления о начале переговоров по разработке проекта соглашения, - с целью осуществления контроля за участием таких работодателей в процессе переговоров или за их присоединением к заключенному региональному соглашению о МЗП;
- инициировать продолжение коллективных переговоров по неурегулированным разногласиям в отношении отдельных положений проекта соглашения или, например, выдвинуть требования в рамках коллективного трудового спора;
- проконтролировать действия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ для опубликования предложений работодателям присоединиться к региональному соглашению о МЗП и текста соглашения в соответствующих СМИ; предложить осуществлять публикацию в иных СМИ субъекта РФ, а также в собственных СМИ;
- помочь выборному органу первичной профорганизации настоять на присоединении работодателя к региональному соглашению о МЗП;
- помочь выборному органу первичной профорганизации разработать предложения по срокам повышения РМЗП работников до размера, установленного в региональном соглашении о МЗП, если работодатель оказался от присоединения к такому соглашению;
- воспользоваться правом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ на приглашение представителей работодателя, отказавшегося от присоединения к региональному соглашению о МЗП, и настоять на проведении консультаций с представителями таких работодателей.
2. При заключении региональных соглашений о МЗП следует помнить, что в состав МЗП не включаются компенсационные, стимулирующие и иные выплаты, так как минимальная зарплата - это минимальная региональная гарантия по оплате труда работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности).
3. РМЗП следует устанавливать в абсолютном выражении (в рублях) и на уровне не ниже прогнозной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.
4. Прожиточный минимум (стоимостная оценка потребительской корзины) оценивает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. По своей концептуальной основе ПМ - это граница абсолютной бедности, ниже которой физиологическое выживание человека невозможно. В связи с этим при установлении РМЗП следует ориентироваться на величину минимального потребительского бюджета, обеспечивающего простое воспроизводство рабочей силы: восстановление непосредственно рабочей силы и удовлетворение необходимых, разумных потребностей человека без учета семейной нагрузки, расходы на образование и аренду жилья в соответствии с гарантиями, установленными законодательством РФ.
Продолжение следует…
Елена Косаковская, по материалам центральной профсоюзной газеты России «Солидарность»
Изображение к информации найдено ЗДЕСЬ
19 октября 2017 г.