О минимальном размере оплаты труда
Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 мая текущего года МРОТ составляет 11 163 рубля.
Как у работников, так и у большинства работодателей, в основном внебюджетного сектора экономики, возникает вопрос – эта сумма включает в себя районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или же нет?
Ответ прост. На сегодня уже всем известно, что в декабре 2017 года Конституционный Суд Российской Федерации, проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие сферу трудовых правоотношений, сложившуюся правоприменительную практику, постановлением № 38-П определил, что в тех субъектах Российской Федерации, где к заработной плате работников применяются районный коэффициент и процентные надбавки, они не могут включаться в состав минимальной заработной платы.
Следовательно, месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, должна быть не ниже, чем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, с применением к нему районного коэффициента и процентных надбавок.
Такая позиция представляется совершенно справедливой. Районный коэффициент и процентные надбавки – это выплаты компенсационного характера, специально установленные для возмещения материальных и физиологических затрат работника, которые связаны с работой в особых природно-климатических условиях.
Применение МРОТ в одинаковом размере в регионах с благоприятным климатом и в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, противоречило бы принципу справедливости при регулировании оплаты труда и привело бы к нарушению права граждан на компенсацию повышенных физиологических затрат, связанных с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Одновременно нельзя забывать о том, что в соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, а также сложности выполняемой работы, поэтому заработная плата работников различной квалификации, например, сторожа и инженера, не может быть одинаковой и равняться МРОТ.
В случае, если разным работникам, один из которых трудится в нормальных условиях, а другой – в условиях, отклоняющихся от нормальных, будет начислена заработная плата в одинаковом размере, будет нарушено право работника на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, установленное статьей 37 Конституции Российской Федерации, а также нормы статей 3 и 132 ТК РФ.
Кроме того, статьей 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из этого следует, что работнику гарантируется минимальный размер оплаты труда при условии, что им отработана норма рабочего времени и выполнены нормы труда. Следовательно, компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, например, за работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, при совмещении профессий (должностей) и так далее, не могут включаться в МРОТ и должны начисляться сверх него.
Наряду с этим, сторонам трудовых отношений следует помнить, что статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Труд в нормальных условиях и труд в условиях, отклоняющихся от нормальных, нельзя признать трудом равной ценности, следовательно, он должен оплачиваться по-разному.
В случае одинаковой оплаты такого труда будет иметь место дискриминация одних работников по сравнению с другими, что может повлечь за собой негативные для работодателя последствия.
При нарушении работодателем норм трудового законодательства, в том числе установлении заработной платы работникам в размере ниже установленного федеральным законодательством, он может быть привлечен к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области
28 мая 2018 г.