Минимум без гарантий
В Федерации Независимых Профсоюзов России предлагают внести изменения в статьи Трудового кодекса для реализации вердикта Конституционного суда от 7 декабря 2017 года. Законопроект разработан и будет направлен депутатам межфракционной группы “Солидарность” для рассмотрения в Госдуме. О том, что надо совершенствовать законодательство, регулирующее сферу оплаты труда, газете “Солидарность” рассказал секретарь ФНПР Николай Гладков.
Почти год назад, 7 декабря 2017 года, Конституционный суд РФ поставил жирную точку в многолетней борьбе профсоюзов за “чистоту” минимального размера оплаты труда. Вердикт КС РФ по делу о проверке конституционности положений статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса был однозначен: не включать в состав МРОТ районные коэффициенты и надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним.
Третья часть постановления КС касалась всей территории РФ: “…федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки и оклада первого разряда не ниже МРОТ, установленного федеральным законом”.
Материалы по теме:
"МРОТ сверяют с Конституцией" - "Солидарность" № 44, 2017
"Теперь надбавки сверху" - "Солидарность" № 46, 2017
"Битва за МРОТ", "Солидарность" № 3, 2018
"Судебный перерасчет", "Солидарность" № 6, 2018
СПЕЦХРАН: "Почему в МРОТ не должны включатся никакие выплаты"
Профсоюзный словарь: "Все о МРОТ"
Однако по истечении десяти месяцев правительство РФ никак не отреагировало на мнение Конституционного суда. Более того, Минтруд России в письмах от 4 и 5 июня 2018 года обозначил позицию, согласно которой “трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда”.
Федерация Независимых Профсоюзов России в письме на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и генерального прокурора Юрия Чайки выразила обеспокоенность по поводу позиции ведомства.
“Считаем подобную позицию Минтруда России намеренно искаженной и вводящей правоприменителей в заблуждение. Нельзя смешивать содержание заработной платы с величиной МРОТ, - говорится в письме. - Достойный размер заработной платы - залог роста производительности труда и развития экономики страны в целом. Бездействие представителей государственной власти в решении вопроса доведения размеров минимальных тарифных ставок (окладов) до величины МРОТ - вне закона”.
По словам секретаря ФНПР Николая Гладкова, “Минтруд продолжает тупить”:
- В системе оплаты труда должна быть реализована конституционная гарантия. Это минимальный размер вознаграждения за труд. В системе оплаты труда он выражен в тарифной ставке и окладе. Но кто скажет, как это реализуется?
Ответом и станет разработанный в ФНПР законопроект “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ”, - продолжает Гладков. - А именно, ч. 3 ст. 133 ТК предлагается изложить в следующей редакции: “Минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда”. В ч. 11 ст. 133.1 предлагается также заменить “месячную заработную плату работника” на “минимальный размер месячного вознаграждения в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника”.
Как известно, вознаграждение за труд (ч. 1 ст. 129 ТК РФ) в системах оплаты труда (ч. 2 ст. 135 ТК РФ) формализовано в двух видах - в тарифных ставках и окладах (должностных окладах). Поскольку ч. 3 ст. 73 Конституции РФ провозгласила право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом МРОТ, совершенно очевидно, что и размеры тарифных ставок и окладов не могут быть ниже величины МРОТ, то есть на сегодня - 11 163 рубля в месяц, - считает Гладков.
По сведениям Николая Гладкова, законопроект, разработанный в правовом департаменте ФНПР, будет в ближайшее время направлен депутатам межфракционной группы “Солидарность” для внесения в качестве законодательной инициативы в Госдуму РФ.
- Думаю, что это случится еще в этом году. Сейчас в бюджетной сфере царит полный хаос: тарифные ставки в сферах здравоохранения, образования и культуры порой составляют 1,5 - 2,5 тыс. рублей. Поэтому вариантов - принимать или не принимать данный законопроект - нет. Конституционная гарантия по оплате труда должна быть реализована, - сказал секретарь ФНПР.
По материалам центральной профсоюзной газеты России "Солидарность"
Подписаться на газету "Солидарность" можно ЗДЕСЬ
Изображение к информации найдено ЗДЕСЬ
27 октября 2018 г.