ОБРАЩЕНИЕ участников совещания в Дальневосточном федеральном округе «Реализация законодательства в обеспечении пенсионных прав граждан» к органам федеральной власти
Участники совещания отмечают, что проводимая в Дальневосточном федеральном округе совместная работа профсоюзных органов и отделений Пенсионного фонда по разъяснению пенсионного законодательства вызывает значительный интерес у работающих граждан, показывает эффективность проводимых мероприятий и необходимость дальнейшего продолжения информационной кампании.
Вместе с тем, развитие экономики и социальной сферы Дальнего Востока России возможно только на основе эффективной государственной социальной политики в сфере труда, предусматривающей необходимый уровень оплаты труда работника и социальных гарантий, включая достойное пенсионное обеспечение. Этот вопрос затрагивает интересы каждого дальневосточника и должен решаться с учетом их потребностей.
Уровень оплаты труда наемных работников в сложных условиях социально-экономического развития регионов Дальнего Востока большей частью не обеспечивает необходимое качество жизни и не создает перспективы получения достойной пенсии. Действующие пенсионные гарантии не обеспечивают должного уровня жизни дальневосточников.
Актуальной остается проблема пенсионного обеспечения и защита интересов граждан, проживающих в северных и приравненных к ним территориях ДФО. Предлагаемое Минтрудом снижение районных коэффициентов, развитие территорий опережающего развития ДФО за счет труда мигрантов посредством отмены квот и иные инициативы, направленные на снижение уровня социальных гарантий, не только не будут способствовать решению обозначенных проблем, но и отрицательно повлияют на человеческий капитал.
Серьезную озабоченность вызывает уклонение работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, использование так называемых «серых» («конвертных») схем выплаты заработной платы работникам.
По мере изучения и разъяснения пенсионного законодательства выявляются проблемы, указывающие на необходимость его дальнейшего совершенствования. Так, возникают опасения по перспективе пенсионного обеспечения низкооплачиваемых категорий работников. По новому законодательству для них существует риск не приобрести право на трудовую пенсию. Остается под вопросом адекватность пенсионного страхования и последующего пенсионного обеспечения самозанятого населения.
В перспективе существует угроза фактической ликвидации института досрочного пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования, так как новая форма аттестации рабочих мест – специальная оценка условий труда, – во многих случаях необъективно и необоснованно исключает рабочие места из разряда вредных и опасных. Данные обстоятельства о возможном нарушении их прав вызывают беспокойство работающих в тяжелых и опасных условиях труда.
Большинство трудящихся высказывают недоверие накопительной составляющей пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
Учитывая вопросы и опасения, которые выявляются в ходе изучения нового порядка формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии, участники совещания обращаются к федеральным органам законодательной и исполнительной власти с предложением при дальнейшем совершенствовании пенсионного законодательства обратить внимание на необходимость:
1. Реформирования системы оплаты труда – основополагающей базы для достижения достойной пенсии с целью повышения её уровня для всех работающих граждан, и обеспечения пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования для низкооплачиваемых категорий работников.
2. Повышения коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, обеспечивающего уровень пенсий не ниже прожиточного минимума пенсионера.
3. Законодательного ужесточения ответственности работодателей за использование «серых» («конвертных») схем выплаты заработной платы работникам.
4. Выведения накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования и перевода ее в добровольный вид страхования.
5. Социальной защиты работающих во вредных и опасных условиях труда, гарантирования им права на получение досрочных пенсий.
6. Сохранения системы районных коэффициентов и дальневосточной надбавки в оплате труда с учетом оценки природно-климатических условий.
7. Корректировки пенсионного законодательства в интересах граждан, проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе:
- увеличения предельного соотношения заработка в формуле расчета размера пенсионного обеспечения северянам на районный коэффициент;
- сохранения фиксированного базового размера пенсии (с учетом районного коэффициента) северянам при выезде на постоянное место жительства в центральные регионы РФ;
- учета в расчетной формуле корректировки размера пенсии работающим пенсионерам-северянам соответствующих «северных» льгот (районного коэффициента, процентных надбавок).
Пенсионная система должна строиться на принципах солидарности и справедливости, и быть направлена на улучшение качества жизни пенсионеров на основе последовательного, сопряженного с развитием экономики, роста пенсионных выплат.
Нельзя допустить снижения уровня пенсионного обеспечения трудящихся, ущемления их пенсионных прав!
Принято на совещании профсоюзного актива, работников отделений Пенсионного фонда РФ субъектов Дальневосточного федерального округа 12 ноября 2014 года
27 ноября 2014 г.