Сахалинский областной союз организаций профсоюзов

Версия для слабовидящих

Заметки с полей сокращенного бюджета России


   В конце июня правительство России приняло за основу проект основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Этот документ концентрированно описывает то, на что будут тратиться государственные деньги в центре и в регионах ближайшие три года. А также - на что будет отпущено меньше денег. И на что - совсем не будет. Ситуация, с точки зрения правительства, выглядит крайне просто: возможности федерального бюджета в результате кризиса и санкций сократились. А значит, нужно жить по средствам. Как затягивать пояса вместе со всей страной, с бюджетниками, льготниками и пенсионерами, становится понятно уже в процессе чтения первоисточника.

КАЖДОМУ СВОЕ

   Развитие адресности и борьба с неэффективностью - этими на первый взгляд разными выражениями полностью описана бюджетная политика правительства на предстоящий период. Для того чтобы понять, какой смысл вкладывается в эти слова, тезисно оценим: на чем собираются экономить? Первое направление: глобальная экономия на “неэффективных расходах”. Она уже запланирована на 10%. Причем это 10% экономии госрасходов на каждый год, а не на весь период. Второе направление - экономия на индексациях пенсий, соцвыплат, пособий. Минфин предложил индексировать их не на реальный процент инфляции (он сейчас около 11%), а на так называемый “целевой”. В 2016 году “целевой” процент составит 5,5, в 2017 году - 4,5, в 2018 - 4.

   Чтобы оправдать переход с реального на нереальный (“целевой”) процент инфляции, Минфин предложил совершенно гениальные обоснования: “Если мы будем увеличивать индексацию на более высокие темпы, то это будет приводить к разбалансировке Пенсионного фонда” и “Снижаются темпы роста заработных плат. В реальном выражении в этом году это отрицательные величины, в следующем году - практически нулевой рост. С учетом этого фактора мы не можем разгонять другие выплаты. Индексация сверх целевых параметров, которая предлагается, может привести к росту инфляции и, соответственно, к росту инфляционной спирали, что мы не можем допустить”. Кроме того, предложено отказаться от индексации зарплат государственным гражданским служащим и военнослужащим. А также сократить на 10% численность государственных гражданских служащих и их фонд оплаты труда.

   Впрочем, это далеко не все адреса, по которым правительство ищет экономию.

ОБСТАНОВОЧКА

   Взгляд правительства на положение населения страны двояк. С одной стороны, признается существенный рост потребительских цен (предполагается, что по итогам 2015 года - на 11,9%), падение реальных доходов (в 2015 году - на 7,8%) и реальной зарплаты (в 2015 году - на 9,8%), рост безработицы. С другой, не предполагается какой-либо активной политики правительства для поощрения роста внутреннего потребления. То есть кейнсианство (выход из кризиса через увеличение госрасходов) нам не светит. Заявлено достаточно безапелляционно: “Бюджет не должен вытеснять частную экономику ни в части расходов, ни в части конкуренции за ресурсы на финансовых рынках, поэтому необходимо сворачивание разовых антикризисных мер, которые в текущем году реализуются как реакция на внешнеэкономические шоки”.

ЧТО В НАПЕРСТКАХ

   “Джентльмены никогда не жульничают. Джентльмены играют и выигрывают по правилам. Если джентльмены проигрывают, то они меняют правила”. Следуя этому недекларируемому принципу, правительство в два счета поправило ситуацию с пенсиями и уровнем зарплат в стране.

   Цитата: “Одной из задач стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, является обеспечение коэффициента замещения пенсией до 40% утраченного заработка. Однако в случае расчета коэффициента замещения утраченного заработка в соответствии с положениями Конвенции Международной организации труда № 102 “О минимальных нормах социального обеспечения” его значение уже превысило сорокапроцентный уровень”.

   Откуда выяснилось, что коэффициент замещения пенсиями утраченного заработка УЖЕ достиг 40% - мрачная тайна. Однако алгоритм появления подобных решений можно понять, посмотрев на еще одно предложение из “Основных направлений”. Предлагается для реализации “майских” указов президента (в частности - о повышении оплаты труда бюджетников) добавить в индикаторы показатель “среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)”. Логика понятна: прибавление к зарплатам в промышленности зарплат наемных работников, трудящихся у индивидуальных предпринимателей, снижает общий размер средней зарплаты. А значит, выполнить требования майских указов можно не расходами бюджета, а изменением методики подсчета.

   Следим за руками! И за карманами!

ОБРЕЖЕМ И ПРОСТИМУЛИРУЕМ

   Существенные изменения предлагаются госсектору. Правительство заявило о необходимости “высвобождения непродуктивной занятости из государственного сектора” и десятипроцентных сокращениях штатов. А дальше - еще интереснее. Кроме банального увеличения доли стимулирующих выплат предложено “общий фонд материального стимулирования установить в объеме 40% фонда оплаты труда соответствующего федерального органа исполнительной власти, а уровень и порядок поощрения сотрудников будет устанавливаться ведомственными нормативными правовыми актами”. Неясно - насколько улучшит работу существенное увеличение переменной части в зарплате госслужащих? Но отметим, что это откровенно идет вразрез с попытками Минздрава и профсоюза здравоохранения снизить переменную часть зарплаты в своей отрасли. Похоже, что появилась новая тема и для профсоюза госучреждений.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ГОСПРОГРАММ

   Несколько примеров экономии. Прошу прощения за обильное цитирование. Но иначе пропадет аромат исторического момента. Главное - не забывать, что “оптимизировать” и “конкретизировать” - это в современном понимании “сократить”. Как минимум.

Госпрограмма “Развитие здравоохранения”

   Цитата: “Конкретизировать состав программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации на основе ее сбалансированности, включая формы, виды, условия оказания медицинской помощи, а также оптимизировать перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перечень медицинских изделий, гарантированных программой”.

   Цитата: “Оптимизировать численность и структуру медицинского персонала (с учетом показателей стран ОЭСР) при сохранении доступности и качества медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, учитывая значительный удельный вес расходов на заработную плату в общем объеме расходов на здравоохранение”.

   В связи со сказанным выше вполне логично смотрится развитие “госпрограммы”: “Получит развитие внедрение механизмов передачи части имущества медицинских организаций в долгосрочную аренду (концессию) частным управляющим компаниям в рамках механизма государственно-частного партнерства”.

Госпрограмма “Развитие образования”

   Цитата: “Оптимизировать количество образовательных организаций, получающих бюджетные ассигнования из федерального бюджета (в частности, за счет реструктуризации сети государственных вузов и их филиалов, с учетом результатов ежегодного мониторинга эффективности деятельности образовательных учреждений, в том числе реорганизации образовательных организаций высшего образования, которые не ведут актуальные научные исследования и выпускники которых не востребованы на рынке труда; передачи в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления функционирующих на федеральном уровне образовательных организаций, предоставляющих услуги, финансовое обеспечение которых в соответствии с законодательством относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с одновременной передачей доходных источников)”.

   Цитата: “С учетом изменения демографической ситуации рассмотреть вопрос сбалансированного снижения с 2017 года контрольных цифр приема на обучение по программам высшего образования за счет средств федерального бюджета через механизм снижения соотношения численности студентов на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации, с 800 (установленного действующим законодательством) до 750, с одновременным завершением формирования эффективной системы выдачи образовательных кредитов абитуриентам и студентам, мотивирующей их к получению профессии”.

Госпрограмма “Социальная поддержка граждан”

   Цитата: “В целях формирования эффективной системы социальной защиты необходимо расширить применение принципа нуждаемости и адресного подхода, в том числе за счет: исключения из числа получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг членов семей носителей соответствующих льгот; замены выплаты компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на предоставление дополнительных услуг в рамках ОМС; введения принципа сооплаты стоимости санаторно-курортного лечения и проезда на пригородном железнодорожном транспорте для работающих получателей набора социальных услуг в рамках предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан”.

Госпрограмма “Развитие транспортной системы”

   Цитата: “Принять меры по изменению механизма государственной поддержки пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и дальнем следовании путем перехода от субсидирования транспортных организаций на адресную поддержку отдельных социально незащищенных категорий граждан через органы социального обеспечения”.

   Правительство уже давно волнует тема адресности. Опасность того, что льгота или мера соцподдержки попадет к постороннему, не давала спать еще правительству Касьянова. Но, к сожалению, почти всегда получалось так, что внедрение адресной помощи приводило к... экономии бюджетных средств. Глупо пренебрегать испытанным методом в момент, когда нужно сэкономить. И вот тогда формулируется отношение к расходам на соцобеспечение, выплате пособий и компенсаций:

   Цитата: “Требуется уточнение принципа нуждаемости и повышение адресности предоставления мер социальной поддержки, что предполагает изменение: условий назначения отдельных мер социальной поддержки в части введения критериев нуждаемости; порядка назначения отдельных мер социальной поддержки в части введения дополнительных требований для отнесения к категории получателей; вида, формы предоставления или назначения отдельных мер социальной поддержки...”

   Ну и заодно: “Необходимо пересмотреть с 2016 года границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, который в нарушение требований Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” в последний раз пересматривался в 2005 году”.

   Вам рассказать, для чего пересмотреть границы зон? Или сами догадаетесь?

И О СОЦФОНДАХ

   Из сказанного выше мы уже определили, что правительству от населения одни расходы, волнения и неприятности. Поэтому тем социальным фондам, которые напрямую работают с населением - с пенсиями, с социальным страхованием, - тоже предложены “новации”.

Пенсионный фонд

   Цитата: “Задача обеспечения устойчивости бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации определяет целесообразность дальнейшего рассмотрения ряда системных вопросов, к которым в том числе относятся: постепенное повышение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и мужчин (на 6 месяцев в год); отказ от выплаты работающим пенсионерам пенсии (части пенсии) при общем доходе свыше 2,5 прожиточных минимумов пенсионера; реформирование системы досрочной пенсии в отношении педагогических, медицинских и творческих работников; отмена института досрочного назначения пенсии по старости по предложению службы занятости; установление норматива выработки полного стажа к страховой пенсии по старости; введение взноса с работника на обязательное пенсионное страхование; повышение пенсионного возраста для назначения пенсии федеральным государственным гражданским служащим до 65 лет с одновременным увеличением на 5 лет стажа, требуемого для назначения пенсии”.

Фонд социального страхования

   Цитата: “Принимая во внимание исчерпание остатков в качестве внутреннего источника финансирования дефицита Фонда, вопрос оптимизации расходов по названному виду страхования требует реализации мер по совершенствованию расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2016 года, к числу которых могут быть отнесены: постепенное повышение требований к страховому стажу для определения размера пособия по временной нетрудоспособности; осуществление выплаты пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации с учетом введения “периода ожидания”, то есть невыплаты пособия в течении первых дней (первого дня) нетрудоспособности”.

В ПОРЯДКЕ ГЛАСНОСТИ

   Поскольку из моды еще не вышли общественные обсуждения законопроектов и концепций, “Основные направления....” утверждают: “Неотъемлемым условием эффективной реализации обозначенной бюджетной политики в предстоящем периоде является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности”.

   Вот тут я бы поспорил. “Широкое вовлечение граждан” в обсуждение всего описанного выше приведет не к “эффективной реализации обозначенной бюджетной политики”. “Адресное” участие граждан в отношении этой политики может быть выражено как в устном творчестве, так и в прикладном. Потому что заключается эта политика, по-моему, в краже у людей их социальных гарантий и прав, прикрытой псевдоэкономическими софизмами и прямым жульничеством...

   В приличном обществе за такое бьют канделябром.

   Александр Шершуков, центральная профсоюзная газета "Солидарность"

   Изображение к информации найдено ЗДЕСЬ

27 июля 2015 г.

Контакты

График работы:
Пн-Чт:
8.30 - 17.30, перерыв: 12.30 - 13.30,
Пт: 8.30 - 12.30 (женщины), 8.30 - 17.30 (мужчины),
Сб-Вс: выходные дни.

Адрес: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-т Мира, 113.

Телефоны: (4242) 72-72-44 (приемная),
(4242) 72-72-62, 72-72-33 (правовой инспектор),
(4242) 72-72-22 (главный технический инспектор труда),
(4242) 72-72-28 (бухгалтерия),
(4242) 72-72-29 (пресс-центр),
(4242) 72-72-48 (общий отдел),
(4242) 72–72–24 (архив).

Факс: (4242) 72-72-48.

Эл. почта: sakhprof@mail.ru (общий отдел),
sakhprof.pravotdel@mail.ru (правовой инспектор),
sakhprof.soyuz@mail.ru (технический инспектор труда),
sakhprof.press@mail.ru (пресс-центр).