Сахалинский областной союз организаций профсоюзов

Версия для слабовидящих

Сахалинские профсоюзы: дайте нам повод и мы придем


   Отставка ректора Сахалинского государственного университета Игоря Минервина обнажила целый комплекс проблем главного островного ВУЗа, в том числе связанных с размером заработной платы преподавателей ВУЗа и условиями их труда. 
  
Нам захотелось услышать позицию профсоюзов, общественной организации, которая по своей сути призвана представлять интересы трудового коллектива перед работодателем. Попасть в кабинет к председателю Сахалинского областного союза организаций профсоюзов Анатолию Крутченко не составило труда. На беседу мы отправились не с пустыми руками, а взяв перечень вопросов, которые прислали  в редакцию  работники университета, члены профсоюзной организации СахГУ. Разговор получился нескучным.

Анатолий Анатольевич сразу же взял инициативу в свои руки прямо.

- Разговор будет о СахГУ? Насколько я помню, там из всего 150 человек являются членами профсоюза, что составляет около 10% от численности всего коллектива. В наш адрес каких-либо жалоб от этих сотрудников по нарушению трудового законодательства никогда не поступало. Ни в адрес самого союза, ни в адрес отраслевого профсоюза работников образования. Да, до меня доводили информацию о том, что в коллективе есть проблемы. Конкретики мы не смогли добиться, сказали – люди боятся. В данной ситуации я не вижу повода для страха, потому что у нас есть соглашение с прокуратурой, есть правовая инспекция в рамках профсоюза. Положение о правовой инспекции позволяет нам входить нам на любое предприятие с проверкой на предмет соблюдения трудового законодательства. При этом мы не обязаны озвучивать на основании чьих заявлений мы туда пришли.

- Принципиально важная информация. Возможно она поможет людям?

- Более того, если нам будет отказано в предоставлении документов (приказов, распоряжений, штатного расписания) мы можем, в соответствии с соглашением о взаимодействии с прокуратурой, подключать к проведению проверки уже их специалистов. Тогда на предприятие зайдет иной состав бригады с более глубокими задачами. При этом инициатор обращения со стороны трудового коллектива работодателю известен не будет. Я понимаю причины для опасений со стороны сотрудников. Действительно, уровень безработицы ненамного, но вырос, и без работы никто оказаться не хочет. Однако защитный механизм есть. Учитывая вышесказанное, я полагаю, что члены профсоюза знают об этих мерах  защиты перед работодателем, во всяком случае, я надеюсь на это. Почему в наш адрес не обращаются, мне непонятно. Возможно, на вашу редакцию вышли нечлены профессионального союза ВУЗа. Федеральный закон №10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и наш устав позволяет нам защищать только наших членов и представлять их интересы. Нечлены профсоюза нам такого права не делегировали, не вступив в нашу организацию. Тем не менее, если происходят нарушения трудового кодекса, в том числе и по начислению заработной платы, они носят системный характер и распространяются на всех. Поэтому, если бы мы получили эти сигналы мы бы пришли.

- Ситуация могла бы нормализоваться во всем коллективе?

- Да, безусловно. Уже невзирая на то, кто является нашим членом, а кто нет, все бы почувствовали результат. 

-  Приступим к вопросам, которые нам прислали в вас адрес работники СахГУ. Что за время своего существования сделал профсоюз для работников университета?

- Можно вновь напомнить читателям о том, что профсоюз — это не отдельная структура, это люди, которые в него входят. Исходя из опыта моей работы очень многое зависит от людей, которые работают на местах в первую очередь. Это председатель профкома, члены профкома, присутствие лидеров среди коллектива, которые представляют интересы наемных работников. Если они активны, настроены на рабочий режим в части защиты трудового коллектива, а не замкнуты на организации утренников и раздачи подарков на праздники, тогда работа профсоюзов видна. От них зависит все. Над ними стоит обком, отраслевой профсоюз, которые объединяют и направляют деятельность первичных организаций. У нас были сложности. Ранее областной комитет возглавлял достаточно пожилой человек, видимо, уже устал, он сам ушел с поста председателя на пенсию. Сейчас руководство поменялось. Мы в состоянии оказать помощь, но помощь оказать первичной организации, если люди сами этого хотят. Каждая профсоюзная структура выполняет свои функции на своем уровне. Мы выполняем свои функции на уровне области. Это взаимодействие с органами власти, с надзорными органами. Отраслевой профсоюз, ступенькой ближе к первичке, он выполняет функции на уровне министерств, с ними они взаимодействуют, с ними они спорят. Возвращаясь к нашему вопросу еще раз хочу отметить: первоначальная информация должна идти снизу, от людей на местах. Пока мы не получим эту информацию, мы не узнаем, что происходит на предприятии или в учреждении.

- Это проблема консолидации общества?

- Да, конечно. Вернусь к численности первичной ячейки. Трудовое законодательство сформировано таким образом, что не всегда первичная профсоюзная организация может представлять интересы всех работников. При ведении коллективных переговоров с работодателем профсоюз имеет право заключать коллективный договор если численность членов профсоюза превышает 50% от общего числа работников. Тогда, безусловно, профсоюзная организация имеет право представлять интересы всех работников. Если их меньше, тогда создается «представительный орган» из числа работников. Как правило, в этот «представительный орган» входят люди, которые лоббируют интересы работодателя. В то же время и у профсоюза остаются полномочия. Все документы и локальные нормативные акты, которые касаются трудовых отношений, могут быть затребованы профсоюзной организацией по членам профсоюза. Работодатель не имеет права отказать. Есть механизм учета мнения выборного органа. В законе о профсоюзах все разложено по полочкам.

- Я правильно понимаю, закон по своей сути весьма неплох?

- Закон неплохой, его необходимо исполнять. К сожалению, есть один момент, небольшой. За нарушения этого закона не предусмотрена ответственность работодателя в рамках административного или Уголовного кодекса. Поэтому отвечая на первый вопрос, хочу заметить: вопрос некорректен. Не «что сделал профсоюз» а должно звучать так: «что сделали вы, являясь членами профсоюза». А если вы нечлен профсоюза – вступайте и работайте. А мы поможем.

1

Перейдем к следующему вопросу от наших читателей: почему при очевидных ухудшениях условий и оплаты труда преподавателей профсоюз ни разу не инициировал собрание коллектива для обсуждения сложившейся ситуации и поиска выхода из неё?

- Это вопрос прежде всего к первичной организации и его руководителю. Если возник повод, необходимо письменно или устно обратится к своему лидеру и потребовать собрания коллектива, где они могли бы высказать все свои претензии.

- Получается, в очередной раз мы ждем доброго царя, который придет и все решит?

- Да, получается так. У нас, к сожалению, на сегодняшний день сформировалось общество потребителей. Примерно каждый пятый или шестой член общества составляет активную его часть, со своей гражданской позицией, готов сам работать во имя своих интересов и в интересах всех остальных. Как правило, в профсоюз входят люди из их числа. Остальные люди занимают пассивную позицию, наблюдая со стороны. Если у активных что-то получится – замечательно, воспользуемся плодами их усилий. Профсоюз - негосударственная структура. Профсоюз — это люди, которые в него входят. Мы готовы подключиться и помочь на любом уровне, даже на федеральном. Такие возможности есть, хотя это намного сложнее. Все-таки с властью на местах разговаривать проще. Она рядом, рядом с людьми, и есть взаимосвязь между ними. Федеральные структуры дальше, и уже менее зависят от мнения людей проживающих на этой территории.

- В ходе нашей беседы, озвучивая присланные к нам вопросы, у меня сложилось впечатление что в профсоюзной организации СахГУ наметился некий кризис. Видимо, что-то не так, раз мимо них проходят эти вопросы.

- Вполне вероятно. Повторюсь, численность членов профсоюза в университете невелика, порядка 10% от общего количества служащих и педагогов. Любой отраслевой профсоюз: образования, здравоохранения, иной направленности, готов подключится к решению проблемы, помочь консультативно, выйти на ключевые министерства и ведомства, привлечь надзорные органы к решению проблемы. Надзорные органы очень хорошо с нами взаимодействуют, поверьте мне. Если люди сами не хотят делать что-либо на своем уровне – соответственно и результатов не будет. 

Дальше из стен ВУЗа сугубо хозяйственный вопрос, почему профсоюз не реагирует на ситуацию с отсутствием ремонта в аудиториях, общежитиях, спортзалах при одновременном расходовании средств на ремонт целого корпуса для администрации?

- Такие вопросы должны задаваться председателю профкома. Я поясню, люди недовольны. Человек приходит к председателю и задает вопрос. Тот ему в ответ: ты член профсоюза? Нет. И на этом в принципе все заканчивается. Вступай в профсоюз, будем работать, в том числе и по твоему обращению. Не хочешь? Придется защищать свои права самостоятельно. По сути, нужна конкретика. Задает вопрос член профсоюза? Касается ли вопрос нарушения его прав на безопасные и комфортные условия труда?

- Тогда следующий вопрос: почему за время ректорства Игоря Минервина, когда перестали делать доплаты преподавателям, выплачивать премии профсоюз бездействовал? В то же время администрация получает все те самые доплаты, которые теперь не получают преподаватели.

- Встречный вопрос, почему вы об этом не говорили? Хоть где-то на каком-то уровне эту проблему обозначили? Не имея информации снизу мы не имеем возможности что-либо предпринять. Если есть проблема, вы ее озвучьте хотя бы. Можно через СМИ, иногда это хорошо срабатывает, можно напрямую к нам. Будем работать там, где есть наши первичные организации.

- Почему профсоюз закрывает глаза на очевидное нарушение главного принципа ВУЗа – предоставление образовательных услуг студентам, в то время как основной акцент в СахГУ последнее время делается на внеучебную деятельность, даже количество сотрудников, обслуживающих это направление выше, чем количество работников учебного отдела?

- Вопрос неоднозначен. Учреждение федерального уровня. Все мы знаем, что в области работает трехсторонняя комиссия, по результатам работы которой заключается соглашение. Таким образом определяется минимальный размер оплаты труда в Сахалинской области. Есть такая формулировка: «за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета», это цитата из трудового кодекса.

- Та же проблема с определением минимального размера оплаты труда возникала в подразделениях Почты России, расположенных на территории области?

- Да, они вновь отказались от соглашения по МРОТ, но это их не спасет. В России МРОТ увеличен примерно до 7 500 рублей, на него ложится наш районный коэффициент и надбавки – все равно выходим на островной уровень. На федеральные структуры мы повлиять не можем. Яркий пример тому ГУСП «Тимирязевское» решением проблем которого пришлось заниматься на уровне правительства области и федеральных властей. У медиков федерального подчинения те же сложности. Чтобы компенсировать недостаток средств из федерального бюджета предприятиям и учреждениям приходится самостоятельно решать вопрос недостатка финансов на выплаты по зарплате и ее индексацию. Возможно, именно это становится причиной тех процессов, о которых говорится в заданном вопросе.

- И, наконец, последний вопрос, он несколько провокационный. Зачем нужен профсоюз, если он не защищает интересы обычных работников а ,наоборот, выступает на стороне администрации учреждения и её боится? 

- Если профсоюз на стороне администрации – он не нужен. Профсоюз представляет интересы наемных работников – достаточно четкое определение. Чтобы организация выполняла свои функции, самим работникам следует быть активнее, а не жаловаться, что профсоюз хорош тем, что делает подарки на Новый год. Необходимо прийти и вступить в профсоюз, обозначить проблему, вынести проблемы на собрания, потребовать вынести проблемы на встречу с руководством компании. Договорится не удалось – выходить на областной уровень. Уже вступят в диалог министерства и отраслевые профсоюзы. Не удалось вновь? Пойдем на федеральный уровень.

Чтобы мы включились в работу дайте нам повод!

Бывают случаи, когда организации приходится идти на компромисс. Когда стоит вопрос банкротства предприятия - либо массовые сокращения в трудовом коллективе, либо есть вариант чуть потерпеть, подождать некий период, который четко оговаривается документально в обязательствах сторон. Грубо говоря, «Дорожная карта» отдельного предприятия. Это все решается через диалог заинтересованных сторон.

Чтобы профсоюз не представлял интересы работодателя, вступите в этот профсоюз, выдвигайтесь на руководящие посты, влияйте на процессы изнутри. А мы вам поможем.

Как мы увидели из содержания нашей беседы, частный вопрос одного образовательного учреждения  стал темой общей для всех без исключения. Советы председателя Сахалинского областного союза организаций профсоюзов, в данном случае, универсальны. В ходе встречи мы постарались донести до руководителя областной профсоюзной организации все те вопросы, которые были переданы нам из стен ВУЗа, . Надеемся, эта беседа сможет повлиять на ситуации в трудовых коллективах нашего региона в лучшую сторону. 

Остаётся посоветовать всем, кто имеет проблемы с работодателем, дайте профсоюзу повод включиться в работу.

Алексей Лукашевич, 65.media

23 июня 2016 г.

Контакты

График работы:
Пн-Чт:
8.30 - 17.30, перерыв: 12.30 - 13.30,
Пт: 8.30 - 12.30 (женщины), 8.30 - 17.30 (мужчины),
Сб-Вс: выходные дни.

Адрес: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-т Мира, 113.

Телефоны: (4242) 72-72-44 (приемная),
(4242) 72-72-62, 72-72-33 (правовой инспектор),
(4242) 72-72-22 (главный технический инспектор труда),
(4242) 72-72-28 (бухгалтерия),
(4242) 72-72-29 (пресс-центр),
(4242) 72-72-48 (общий отдел),
(4242) 72–72–24 (архив).

Факс: (4242) 72-72-48.

Эл. почта: sakhprof@mail.ru (общий отдел),
sakhprof.pravotdel@mail.ru (правовой инспектор),
sakhprof.soyuz@mail.ru (технический инспектор труда),
sakhprof.press@mail.ru (пресс-центр).